В «Озодлик» (Узбекская редакция радио «Свобода») поступила жалоба от предпринимателей крупных рынков в Ташкенте – «Карвон» и «Абу Сахий», которые жалуются на «хлопковые поборы» со стороны местных властей. У предпринимателей на рынке «Карвон» требуют предоставить одного сборщика хлопка сроком на десять дней, в противном случае заплатить 400 тысяч сумов. На рынке «Абу Сахий» определение суммы денег предоставлено на щедрость самих торговцев.
Хлопковая кампания «достала» и предпринимателей
В беседе без микрофона с «Озодлик» один из предпринимателей столичного рынка «Карвон» говорит, что каждому владельцу магазина поступило распоряжение вывезти на сбор хлопка на десять дней, в случае необходимости и на один месяц, одного сборщика хлопка.
– Когда мы сказали, что мы торгуем, и что у нас нет лишнего человека, нам ответили: «Тогда не морочьте голову и заплатите за десять дней 400 тысяч сумов (около 84 долларов США)». Об этом нам на собрании сказали представители с хокимията (мэрии) и налоговой. На самом деле, у нас нет лишнего человека в торговле, откуда мы возьмём ему зарплату?! Мы вынуждены им заплатить, другого выхода у нас нет, - говорит репортёру «Озодлик» один из предпринимателей рынка «Карвон», попросивший не указывать его имя в материале.
Ташкентский правозащитник Абдураззок Содиков говорит нашей редакции, что хорошо осведомлён о ситуации на рынке «Карвон».
– Мне известно, что об этом предпринимателям заявили на собрании, прошедшем на прошлой неделе. Мне кажется, что сумма, которую планируют собрать с предпринимателей, гораздо больше той, которая поступит от сбора хлопка. Сами посчитайте, если за десять дней один предприниматель заплатит 400 тысяч сумов, то в месяц с одного магазина на рынке «Карвон» поступят 1 миллион 200 тысяч сумов (около 250 долларов США). А ведь, сколько таких магазинов находится на этом рынке? И сколько таких рынков имеется в самом Ташкенте?, - задаётся вопросом правозащитник Содиков.
«Дайте нам денег от чистого сердца»
Между тем ташкентская активистка Шоира Содикбекова сообщила «Озодлик» о том, что и в другом столичном рынке «Абу Сахий» началась кампания по сбору «хлопковых поборов».
– Пока что конкретная сумма не называлась. Мои сыновья арендуют на этом рынке магазин и занимаются торговлей. Им сказали типа: «Кто сколько сможет, пусть даст от чистого сердца, мы наймём чернорабочих и вывезем их на поле. Помогите во время сбора хлопка». Деньги спросили не у арендующих магазины, а у владельцев. Однако такое наблюдается каждый год, - говорит Шоира Содикбекова.
Помимо этого она добавляет, что хорошо осведомлена о ситуации на рынке «Карвон». По её словам, в настоящее время «хлопковые поборы» ведутся и в других государственных и частных организациях.
Радио «Озодлик» пока не удалось получить комментарии к жалобам предпринимателей в администрациях двух вышеперечисленных рынков в Ташкенте.
Также в беседе с репортёром радио Абдураззок Содиков рассказывает об одном интересном случае, который произошёл на работе у его жены в связи с началом «хлопковых поборов».
По его словам, в июне-июле месяце этого года сотрудники медицинского учреждения в Ташкенте начали собирать на сбор хлопка по 30 тысяч сумов (около 6 долларов США) с каждого. Содиков говорит, что выразив неудовольствие по поводу ежегодных принудительных поборов, он обратился в западные средства массовой информации.
Согласно активисту, спустя некоторое время после публикации его жалобы в СМИ, представители министерства труда и социальной защиты Узбекистана принялись изучать его жалобу и, в конце концов, вернули его жене те 60 тысяч сумов (около 12 долларов США), которые в принудительном порядке были получены у неё для предстоящей хлопкоуборочной кампании.
– После выяснилось, что сотрудники медучреждения сами проявили инициативу и собрали деньги. Оказывается, главврач не давал на это приказ, никто не удерживал с их зарплат. Просто сотрудники сделали «чёрную кассу» и собрали деньги на всякий случай. Представитель министерства отдельно вызвал мою жену и сказал ей: «Если кто-то будет оказывать на вас давление, скажите мне, я лично помогу вам». В любом случае, я обрадовался тому, что они помогли хоть одному работнику, - говорит Абдураззок Содиков.
Между тем он не исключает возможности того, что в случае не обращения в зарубежные СМИ, деньги его жене могли и не вернуть. Как добавил в конце беседы с «Озодлик» правозащитник Содиков, в прошлом году в этом же медучреждении накануне сбора хлопка с каждого сотрудника собирали по 70 тысяч сумов, и тогда также заявляли о том, что сбор денег осуществлялся по личной инициативе самих сотрудников.