Сегодня в Остершунде состоится четвертый день суда по делу гражданина Узбекистана Юрия Жуковского, подозреваемого в покушении на известного имама Обидхона кори Назарова. В зале суда в Швеции присутствует репортер «Озодлик» (Узбекской редакции радио «Свобода»). В ходе вчерашнего заседания подозреваемый Жуковский заявил, что не может в суде говорить обо всем открыто.
Как сообщил репортер «Озодлик», сегодня, 26 ноября, в суде в Остершунде ожидается дача показаний свидетелей.
Вчера прокурор Кристер Петерсон завершил задавать вопросы Юрию Жуковскому, подозреваемому в покушении на имама Обидхона кори Назарова.
Сегодня в суде вопросы будут задавать судья и адвокаты.
В ходе вчерашнего заседания прокурор Петерсон спросил у Жуковского об особенностях личности имама Назарова.
На что Жуковский ответил, что для того, чтобы определить то, кто именно напал на след имама достаточно лишь открыть Интернет. Вместе с тем он заявил, что читал в Интернете как положительные, так и отрицательные статьи об имаме Обидхоне Назарове.
– Прочитав о нем, я понял, что его могли разыскивать не только из-за долгов, - заявил Жуковский.
Напомним, что ранее в суде Юрий Жуковский признался в том, что приехал в Швецию по просьбе друга из Москвы «Умида», который попросил его найти в Европе «одного человека, задолжавшего много денег узбекам и другим совестливым людям».
Также во время вчерашнего суда Жуковский сказал, что хранил в своем гараже два охотничьих ружья и два пистолета, принадлежавшие другим людям. По его словам, в России он был обвинен в незаконном хранении оружия, в результате чего в 2012-2013 годах отсидел пять месяцев в тюрьме.
Прокурор Петерсон спросил его, что он имел в виду, когда говорил о вещах, о которых не может рассказать. Жуковский сказал, что у него нет ответа на этот вопрос.
По словам Юрия Жуковского, его друг Умид Аминов, попросивший его поехать в Швецию и Тигран Петросов на самом деле – это один и тот же человек. Как сказал Жуковский, после задержания в Москве во время допроса он обо всем рассказал полиции, но после был вынужден изменить свои показания.
На вопрос прокурора о том, не под принуждением ли друга из Москвы он был вынужден изменить свои показания, Жуковский ответил: «Да».
Прокурор: Вы никому не отдали подарок, оставили его возле интернет-кафе в Остершунде. Неужели вас не заинтересовало, что находится внутри него?
Жуковский: По-моему, все это удивительно. Однако, к сожалению, сейчас я не могу припомнить всего.
Прокурор: Вы жили вместе с ними (имеет в виду Нодиру Аминову и ее мужа), когда приехали в Швецию с заданием?
Жуковский: Я сделал то, о чем меня просили.
Прокурор: Мы видели, как вы вместе с ее дочерью делали покупки в магазине в Мальмо. Вы спросили ее, понравился ли ей подарок?
Жуковский: Друг из Москвы попросил оставить подарок одному человеку, и я оставил. Остальное меня не интересовало.
Напомним, что известный узбекский имам Обидхон кори Назаров был одним из ярых критиков режима президента Ислама Каримова. Узбекские спецслужбы преследовали его с 1997 года. В 1998 году Назаров был вынужден покинуть Узбекистан и долгое время проживал в соседнем Казахстане. В 2006 году Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН признало его беженцем и предоставило политическое убежище в Швеции.
Власти Узбекистана обвиняют Обидхона кори Назарова, известного своими религиозно-просветительскими лекциями и чтением Корана, в причастности к религиозному течению «Ваххабизм» в Узбекистане. Ранее сам Назаров отверг эти обвинения.
Нападение на него произошло в феврале 2012 года. Неизвестный выстрелил в голову имама, когда тот находился вблизи своего дома. Назаров выжил, однако сегодня он находится в тяжелом состоянии в одной из шведских больниц.
В мае 2012 года в Швеции была арестована супружеская пара из Узбекистана – Баходыр Пулатов и Нодира Аминова, которым были выдвинуты обвинения в оказании помощи исполнителю покушения Юрию Жуковскому. Однако из-за недостаточности технических доказательств вины супругов, суд Швеции вынес Пулатову и Аминовой оправдательный приговор. Они были освобождены из зала суда.
Подозреваемый в покушении на имама 37-летний Юрий Жуковский был задержан в Москве. 25 августа этого года Россия экстрадировала его в Швецию.
Во время следствия в Швеции Юрий Жуковский сказал, что не может рассказать всего, так как опасается за жизнь родных в Узбекистане.
Между тем стало известно о том, что в получении Шенгенской визы Юрию Жуковскому помог генеральный директор ташкентского футбольного клуба «Пахтакор» Рустам Купайсинов, который написал в посольства Латвии письмо, где указал, что Жуковский работает администратором в «Пахтакоре» и должен выехать по работе в футбольный клуб в Эстонии. Однако в ходе следствия стало известно, что получив визу, Жуковский полетел не в Эстонию, а в Швецию.
Суд по делу о покушении на имама Назарова начался в Остершунде 23 ноября этого года.
Ранее в беседе с «Озодлик» прокурор Кристер Петерсон заявил о наличии множества моментов, указывающих на то, что заказчиком преступления является правительство Узбекистана. По его словам, в суде он намерен доказать вину Жуковского и потребовать для него наказание в видепожизненного лишения свободы.