Ежегодно 10 декабря отмечается день принятия Всеобщей декларации прав человека. В принятом ООН в 1948 году документе обозначены фундаментальные права каждого человека. В Узбекистане правозащитники, борющиеся за осуществление этих прав, в течение нескольких лет испытывают тяжелые испытания. Некоторые из них сегодня находятся в тюрьмах. В этот день «Озодлик» (Узбекская редакция радио «Свобода») решил еще раз напомнить об этих отважных людях.
Надежда на скорое освобождение забытой политузницы Матлюбы Камиловой
Международные организации не перестают утверждать, что бывший директор ангренского колледжа и правозащитница Матлюба Камилова была осуждена за борьбу за обеспечение свободы слова.
8 апреля 2011 года в опубликованном Государственным департаментом СШШ отчете осужденная в 2010 году Матлюба Камилова приводится в качестве политической узницы. В текущем году в рамках кампании под названием #FreeThe20 (освободите 20 человек), начатой по инициативе Соединенных Штатов, имя Матлюбы Камиловой упоминается в качестве политузницы, положение которой требует внимания международного сообщества.
По словам ташкентской правозащитницы Елены Урлаевой, несколько раз США поднимали вопрос о ситуации Матлюбы Камиловой и это, по ее мнению, дает сегодня надежду на ее скорое освобождение из узбекской тюрьмы.
– Проводится большая кампания по ее освобождению. Посольство США также оказывает давление на правительство Узбекистана с требованием освободить ее из тюрьмы. Поэтому у нас появилась надежда на скорое освобождение из тюрьмы Матлюбы Камиловой, - говорит «Озодлик» Елена Урлаева.
Сфабрикованное обвинение и прослушка телефона
16 ноября этого года 37-летний правозащитник из Джизака Уктам Пардаев был арестован по обвинению в вымогательстве и взяточничестве. Его коллеги считают, что выдвинутые против него обвинения являются сфабрикованными и связаны с профессиональной деятельностью правозащитника.
Уктам Пардаев был одним из правозащитников, который боролся против коррупции и принудительного труда в Узбекистане. Международные правозащитные организации считают, что выдвинутые против Пардаева обвинения не отличаются от тех, которые ранее узбекские власти предъявляли против других активистов. По их мнению, дело Уктама Пардаева было сфабриковано изначально и служит поводом для беспокойств относительно дальнейшей судьбы правозащитника.
Малохат Абдуллаева, которая в течение последних лет боролась вместе с Уктамом Пардаевым против принудительного труда на узбекских полях, говорит «Озодлик», что и сама сегодня находится под наблюдением силовых структур.
– Мой мобильный телефон до сих пор находится на прослушке. Когда установлена прослушка, ваш голос по телефону слышится иначе. Я и сейчас это замечаю. Но пока что правоохранительные органы не оказывают на меня открытое давление, - говорит Малохат Абдуллаева.
Практика выставления правозащитников «дураками» продолжается
Аликул Сарымсаков является еще одним гражданином Узбекистана, который пострадал за свою правозащитную деятельность.
Он был похищен в марте этого года в Ташкенте после того, как подал в суд на премьер-министра Шавката Мирзияева, обвинив его в незаконных действиях, которые имели место быть несколько лет назад. После похищения Сарымсаков был обнаружен в психиатрической больнице в Джизакской области, где содержался в течение месяца.
В своем отчете, обнародованном 25 июня 2014 года Госдеп США заявил, что Аликул Сарымсаков был подвергнут преследованиям властей из-за своей профессиональной деятельности и 16 дней пробыл в психиатрической больнице. В психбольнице у него отобрали мобильный телефон и другие средства связи.
Власти выставили ташкентского правозащитника Шухрата Рустамова невменяемым после того, как он 12 июня 2015 года отнес в посольство США в Узбекистане свой 28-страничный отчет, адресованный Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, в котором сообщил, что власти годами не рассматривают его жалобы, адресованные президенту Исламу Каримову.
– Все это было организовано сотрудниками администрации президента. Потому что в президентском аппарате лежат мои 2,5 тысячи жалоб, ни одно из них еще не рассмотрено. Поэтому они пытались выставить мне психически нездоровым перед Генсеком ООН, - говорит «Озодлик» Шухрат Рустамов.
Гонения против правозащитника Рустамов продолжаются и по сей день. Председатель махаллинского комитета (органа самоуправления) Шайхантахурского района города Ташкента Курбанов обратился в суд с просьбой проверить психическое состояние правозащитника и признать его недееспособным.
Узбекское правительство не изменило своего отношения к инакомыслящим
По мнению правозащитницы Елены Урлаевой, несмотря на требования международного сообщества, отношение властей к инакомыслящим и правозащитникам остается в Узбекистане без изменений.
– Я бы хотела сообщить о тяжелом положении правозащитника в заключении Агзама Фармонова. Он содержится в тюрьме «Жаслык». Солиджон Абдурахмонов должен выйти из тюрьмы через три года. Но мы опасаемся, что власти добавят в его дело дополнительный срок. Заведение уголовного дела против Уктама Пардаева, преследование силовыми структурами Дмитрия Тихонова еще раз подтверждают то, что отношение властей к правозащитникам не изменилось, - говорит Елена Урлаева.
В течение нескольких лет международные правозащитные организации требуют от узбекских властей освобождения из тюрьмы правозащитников Агзама Фармонова, Солиджона Абдурахманова, Мехринисо и Зульхумор Хамдамовых, Исроилжона Халдарова, Насима Исакова, Гайбулло Джалилова, Турабоя Джурабаева, Ганихона Маматхонова, Чуяна Маматкулова, Зафаржона Рахимова, Юлдаша Расулова, Бобомурота Раззокова, Дильмурода Сайида и Нематжона Сиддикова. Все эти лица признаны международным сообществом политическими узниками.