Эксперты считают, что социальные сети в Узбекистане, где отсутствует свобода слова, стали не только источником обмена информацией, но и площадкой для распространения радикальных идей.
«Друг» по сети
38-летняя уроженка города Гулистан Сырдарьинской области Узбекистана Мадина (имя собеседницы изменено по ее просьбе в целях безопасности) в течение нескольких лет работает уборщицей в одном из торговых домой в Москве. Молодая женщина, связавшаяся с «Озодлик» через мобильное приложение WhatsApp, рассказывает, что в один из дней познакомилась в социальной сети «Одноклассники» с 27-летним соотечественником.
По словам Мадины, ее «друг» по сети время от времени общался с ней в «Одноклассниках» и каждый раз как бы невзначай сводил разговор к теме джихада. А как-то раз, между разговорами он поинтересовался семейным статусом женщины и убедился в том, что она не замужем.
– Однажды он написал мне: «Я возьму вас в свой никях (бракосочетания в исламе – ред.)». Вы отправитесь со мной на джихад. Кажется, он подумал, что напугает меня, если скажет «вы отправитесь со мной в Сирию», - вспоминает одну из последних своих переписок в соцсети Мадина.
В ответ на такое предложение молодого парня Мадина задала следующий вопрос:
– Что, я должна буду взорвать себя вместе с остальными людьми?
На что парень ответил:
– Нет, не людей, а кафиров (неверующие – ред.).
Мадина говорит, что эта переписка стала для нее последней, она отказалась от такого предложения о замужестве. Сейчас молодая женщина опасается за свою жизнь в России и поэтому обратилась в редакцию «Озодлик».
Вербовщики узбеков выбирают «Одноклассники»
Политолог из Ташкента Анвар Назиров в беседе с «Озодлик» говорит о популярности российской соцсети «Одноклассники» среди вербовщиков узбеков в ИГИЛ.
– Все узбеки, попавшие в ряды ИГИЛ, говорят, что познакомились в «Одноклассниках». Не через Фейсбук, не через Твиттер, а именно через «Одноклассники», - говорит политолог.
Бишкекский специалист по соцсетям Тулкин Умаралиев считает, что в словах политолога есть доля правды, однако, по его мнению, вербовщики ИГИЛ активно работают и в других соцсетях.
– Учитывая, что Узбекистан является закрытым обществом, можно сказать, что такие соцсети как «Одноклассники» дают узбекским пользователям площадку для свободного выражения своего мнения. Поэтому здесь нужно говорить не об «Одноклассниках», а про закрытое общество, лишенное права открыто обсуждать своих проблемы, - говорит Тулкин Умаралиев.
Некоторые аналитики отмечают рост численности узбекских боевиков в рядах экстремистской группы «Исламское государство Ирака и Леванта». Сами боевики ИГИЛ утверждают, что в их составе воюют тысячи узбекских граждан. Однако в апреле текущего года узбекский эксперт Рафик Сайфулин заявил, что в настоящее время количество узбекских боевиков в рядах ИГИЛ не превышает 500 человек.
Узбекская редакция Радио «Свободная Европа» / Радио «Свобода»